Из Пондичерри мы выезжали в близлежащие города смотреть древние храмы. Древние индуистские храмы это титанические сооружения, поражающие воображение своим величием и монументальностью. Если храмы христианские представляют собой здания, то индуистские храмы это обнесенные высокими стенами прямоугольные территории, внутри которых расположены постройки с алтарями, местами для богослужений и другими храмовыми сооружениями. Ближайший аналог у нас это, наверное, православные монастыри или кремли. Храмы сориентированы по сторонам света, с четырех сторон расположены входы, а над входами построены огромных размеров башни, типа усеченных пирамид. На стенах этих башен высечены из камня фигуры богов и сюжеты из индийской мифологии. Все постройки в храмах, все колонны, статуи и вообще все сооружения вырезаны из камня.
Древний индийский храм, Тамил Наду, Южная Индия
Мы были в храме Шива Натарадж танцующего Шивы, храме Вишну, и храме Парвати. Шива и Вишну два главных индийских бога, а Парвати это жена Шивы. Все храмы построены 1000-1200 лет назад. На Руси 1200 лет назад бегали полудикие племена, а в Индии строились храмы, в которых просто крышу сносит. И как такие сооружения можно было построить тысячу лет назад, не имея никаких современных технологий, я не представляю. И если постройку египетских пирамид еще можно объяснить атлантами и их развитыми неземными технологиями, 25000 лет назад неизвестно чего было, то индуистские храмы 1200 лет назад уже однозначно строились людьми, и технологии были вполне земные.
Любая колонна в храме, высотой в несколько человеческих ростов, сделана из единого куска камня, и выполнена она в виде какого-то мифического существа, или на ней обязательно выбиты мифические сюжеты. А таких колонн в любом храме сотни, и огромных статуй из громадных каменных глыб тоже сотни, и все они выточены из камня вручную, никаких машин тогда не было.
На территории храма есть большой пруд, в котором плавает огромное количество рыбы. Кислорода рыбе не хватает ввиду перенаселенности, и она огромными косяками плавает прямо у поверхности воды.
Во время богослужений статуи богов поливаются водой с всеразличными благовониями, маслами, лепестками цветов, и т.д. По специальной системе труб и ложбинок эта вода из всех храмовых сооружений и со всех алтарей стекает в пруд. Разумеется, вода в пруду считается святой, и паломники приезжают к нему совершить омовение и очиститься от грехов.
Внутри индийского храма
Нам рассказывали, сами мы, конечно, этого не видели, что, например, на дне пруда в храме Вишны лежит огромная его статуя. Раз в семь лет вода из пруда спускается, и статуя эта показывается на поверхности. Для любого индуиста это великий праздник, и тогда увидеть это в храм съезжается много миллионов индуистов со всего земного шара. А есть храмы, в которых вода в священном пруду спускается раз в сорок лет, и для индуиста великое счастье, если это произошло хотя бы раз в течении его жизни, и он смог узреть статую своего бога.
брамин
Храмы эти огромны, по площади с несколько городских кварталов, и прямо на их территории живут люди, ходят коровы и козы, иногда приводят слонов, готовится еда. Насчет фотографирования в каждом храме порядки свои. Где-то нельзя фотографировать вообще на территории храма, где-то только в помещениях для богослужений, где-то можно снимать все, кроме алтарей и статуй богов. В некоторых храмах за какую-то символическую сумму надо было купить разрешение на съемку. Только однажды брамин мне разрешил сфотографировать сам алтарь с фигурой бога святую святых любого храма. Я даже несколько раз переспросил, думая, что я неправильно перевел нет, действительно было разрешено.
На территории одного храма росло манговое дерево. Один ствол дерева был живой, второй валялся рядом, распиленный на куски. Он был не засохший, а скорее окаменевший, диаметром около полутора метров. Брамины сказали мне, что дереву сему три тысячи лет. Постоянно видя и прикасаясь в Индии к тысячелетней древности, верится в это легко, не знаю, правда или нет.
В одном храме поучаствовали в занимательном ритуале. К нам подошли индийские женщины, с серьезным видом взяли каждого за руки и повели к священному пруду. Я с интересом пошел это было что-то новое, какой-то новый религиозный обряд, наверное. Подойдя к воде, индианка дала мне в руки три маленькие плетеные корзинки, в которых был насыпан как-то хитро приготовленный рис. Что-то вроде поп корна, только из риса.
Теперь вытряхни этот рис в воду, это корм для священных рыб в пруду.
Я вытряхнул одну корзинку.
Все вытряхни.
Я вытряхнул рис из всех корзинок, сразу приплыла стая рыб и начала его жрать. Индианка при этом что-то лепетала на своем языке, с серьезным видом, наверное, молитвы какие-то. Потом взяла у меня корзинки, сложила их, прочитала еще молитвы. Невдалеке от меня стояли наши девчонки, с которыми происходило тоже самое.
Теперь, говорит, все у тебя будет, жена хорошая, деньги...
Ok, good, thank you.
... Господь тебе будет помогать и простит твою душу...
Thank you very much, отвечаю.
Теперь тебе надо в каждую корзинку положить по сто долларов!
Чего?!!! Домой иди, совсем офигела, что ли?!!!
Хорошо, пятьдесят долларов!
No, никаких долларов, гуд бай!
Десять долларов!
Гуд бай!
Ok, сто рупий!
Гуд бай...
Господь все слышит, учти!
Гуд бай!
Пятьдесят рупий!
No !!!
Тридцать!
В итоге я ей дал за все десять рупий, за спектакль, интересно все-таки было, повеселились. Мы таким всегда давали, если не просто так просят, как нищие делали, а как-то зарабатывают люди, такие шоу нам устраивали, например.
Однажды я увидел в компании детишек в храме у одного мальчишки леску с крючком. Я его спросил:
Ты чего, в священном пруду будешь рыбу ловить?
Да!
А там рыба у самой поверхности плавает огромными стаями, у меня у самого все время руки чесались ее выловить как-нибудь.
Слушай, говорю, а покажи, как ты ее ловишь, поймай одну.
Ok, сейчас поймаю.
Он насадил на крючок зернышко риса, закинул его в стаю рыбы и сразу же одну вытащил. И детишки всей компанией от воды отошли. Я подошел к ним, они рыбу сразу в пакет спрятали, видимо, чтобы окружающие не видели. Я дал парнишке пять рупий, молодец говорю! Класс, давай еще!
Они обрадовались и пошли опять рыбу ловить. Влад, видя все это, подошел ко мне:
Ты чего делаешь?! Это священный пруд, тут нельзя рыбу ловить, видишь, как индусы смотрят, сейчас будет международный скандал. На религиозной почве!
Я посмотрел по сторонам действительно, окружающие косились на нас очень не по-доброму. Я сказал ребятам, что все, больше рыба не нужна, и мы оттуда сразу ушли. На самом деле, детишкам-то все равно, а нам оскорблять религиозные чувства индусов как-то не хорошо.
Делая выезды в храмовые города, видели по дороге, как индусы молотят зерно. Скошенные колосья раскладываются по трассе, на асфальте, и проезжающие по ним машины своими колесами их обмолачивают. Потом солома убирается, на асфальте остаются только кучи зерна, водители по ним уже не ездят, объезжают, и затем земледельцы его убирают с дороги.