Моя Индия
в начало вопросы и ответы гостевая книга е-мэйл мне




4. Храмы Тамил Наду


       Из Пондичерри мы выезжали в близлежащие города смотреть древние храмы. Древние индуистские храмы — это титанические сооружения, поражающие воображение своим величием и монументальностью. Если храмы христианские представляют собой здания, то индуистские храмы — это обнесенные высокими стенами прямоугольные территории, внутри которых расположены постройки с алтарями, местами для богослужений и другими храмовыми сооружениями. Ближайший аналог у нас — это, наверное, православные монастыри или кремли. Храмы сориентированы по сторонам света, с четырех сторон расположены входы, а над входами построены огромных размеров башни, типа усеченных пирамид. На стенах этих башен высечены из камня фигуры богов и сюжеты из индийской мифологии. Все постройки в храмах, все колонны, статуи и вообще все сооружения вырезаны из камня.

Индийский храм
Древний индийский храм, Тамил Наду, Южная Индия


       Мы были в храме Шива Натарадж — танцующего Шивы, храме Вишну, и храме Парвати. Шива и Вишну — два главных индийских бога, а Парвати — это жена Шивы. Все храмы построены 1000-1200 лет назад. На Руси 1200 лет назад бегали полудикие племена, а в Индии строились храмы, в которых просто крышу сносит. И как такие сооружения можно было построить тысячу лет назад, не имея никаких современных технологий, я не представляю. И если постройку египетских пирамид еще можно объяснить атлантами и их развитыми неземными технологиями, 25000 лет назад неизвестно чего было, то индуистские храмы 1200 лет назад уже однозначно строились людьми, и технологии были вполне земные.
       Любая колонна в храме, высотой в несколько человеческих ростов, сделана из единого куска камня, и выполнена она в виде какого-то мифического существа, или на ней обязательно выбиты мифические сюжеты. А таких колонн в любом храме сотни, и огромных статуй из громадных каменных глыб тоже сотни, и все они выточены из камня вручную, никаких машин тогда не было.
       На территории храма есть большой пруд, в котором плавает огромное количество рыбы. Кислорода рыбе не хватает ввиду перенаселенности, и она огромными косяками плавает прямо у поверхности воды.
       Во время богослужений статуи богов поливаются водой с всеразличными благовониями, маслами, лепестками цветов, и т.д. По специальной системе труб и ложбинок эта вода из всех храмовых сооружений и со всех алтарей стекает в пруд. Разумеется, вода в пруду считается святой, и паломники приезжают к нему совершить омовение и очиститься от грехов.

Индийский храм
Внутри индийского храма


       Нам рассказывали, сами мы, конечно, этого не видели, что, например, на дне пруда в храме Вишны лежит огромная его статуя. Раз в семь лет вода из пруда спускается, и статуя эта показывается на поверхности. Для любого индуиста это великий праздник, и тогда увидеть это в храм съезжается много миллионов индуистов со всего земного шара. А есть храмы, в которых вода в священном пруду спускается раз в сорок лет, и для индуиста великое счастье, если это произошло хотя бы раз в течении его жизни, и он смог узреть статую своего бога.

Брамин
брамин

       Храмы эти огромны, по площади с несколько городских кварталов, и прямо на их территории живут люди, ходят коровы и козы, иногда приводят слонов, готовится еда. Насчет фотографирования — в каждом храме порядки свои. Где-то нельзя фотографировать вообще на территории храма, где-то — только в помещениях для богослужений, где-то можно снимать все, кроме алтарей и статуй богов. В некоторых храмах за какую-то символическую сумму надо было купить разрешение на съемку. Только однажды брамин мне разрешил сфотографировать сам алтарь с фигурой бога — святую святых любого храма. Я даже несколько раз переспросил, думая, что я неправильно перевел — нет, действительно было разрешено.
       На территории одного храма росло манговое дерево. Один ствол дерева был живой, второй валялся рядом, распиленный на куски. Он был не засохший, а скорее окаменевший, диаметром около полутора метров. Брамины сказали мне, что дереву сему три тысячи лет. Постоянно видя и прикасаясь в Индии к тысячелетней древности, верится в это легко, не знаю, правда или нет.
       В одном храме поучаствовали в занимательном ритуале. К нам подошли индийские женщины, с серьезным видом взяли каждого за руки и повели к священному пруду. Я с интересом пошел — это было что-то новое, какой-то новый религиозный обряд, наверное. Подойдя к воде, индианка дала мне в руки три маленькие плетеные корзинки, в которых был насыпан как-то хитро приготовленный рис. Что-то вроде поп корна, только из риса.
       — Теперь вытряхни этот рис в воду, это корм для священных рыб в пруду.
       Я вытряхнул одну корзинку.
       — Все вытряхни.
       Я вытряхнул рис из всех корзинок, сразу приплыла стая рыб и начала его жрать. Индианка при этом что-то лепетала на своем языке, с серьезным видом, наверное, молитвы какие-то. Потом взяла у меня корзинки, сложила их, прочитала еще молитвы. Невдалеке от меня стояли наши девчонки, с которыми происходило тоже самое.
       — Теперь, — говорит, — все у тебя будет, жена хорошая, деньги...
       — Ok, good, thank you.
       — ... Господь тебе будет помогать и простит твою душу...
       — Thank you very much, — отвечаю.
       — Теперь тебе надо в каждую корзинку положить по сто долларов!
       — Чего?!!! Домой иди, совсем офигела, что ли?!!!
       — Хорошо, пятьдесят долларов!
       — No, никаких долларов, гуд бай!
       — Десять долларов!
       — Гуд бай!
       — Ok, сто рупий!
       — Гуд бай...
       — Господь все слышит, учти!
       — Гуд бай!
       — Пятьдесят рупий!
       — No !!!
       — Тридцать!
       В итоге я ей дал за все десять рупий, за спектакль, интересно все-таки было, повеселились. Мы таким всегда давали, если не просто так просят, как нищие делали, а как-то зарабатывают люди, такие шоу нам устраивали, например.
       Однажды я увидел в компании детишек в храме у одного мальчишки леску с крючком. Я его спросил:
       — Ты чего, в священном пруду будешь рыбу ловить?
       — Да!
       А там рыба у самой поверхности плавает огромными стаями, у меня у самого все время руки чесались ее выловить как-нибудь. 
       — Слушай, — говорю, — а покажи, как ты ее ловишь, поймай одну.
       — Ok, сейчас поймаю.
       Он насадил на крючок зернышко риса, закинул его в стаю рыбы и сразу же одну вытащил. И детишки всей компанией от воды отошли. Я подошел к ним, они рыбу сразу в пакет спрятали, видимо, чтобы окружающие не видели. Я дал парнишке пять рупий, молодец — говорю! Класс, давай еще!
       Они обрадовались и пошли опять рыбу ловить. Влад, видя все это, подошел ко мне:
       — Ты чего делаешь?! Это священный пруд, тут нельзя рыбу ловить, видишь, как индусы смотрят, сейчас будет международный скандал. На религиозной почве!
       Я посмотрел по сторонам — действительно, окружающие косились на нас очень не по-доброму. Я сказал ребятам, что все, больше рыба не нужна, и мы оттуда сразу ушли. На самом деле, детишкам-то все равно, а нам оскорблять религиозные чувства индусов как-то не хорошо.
       
       Делая выезды в храмовые города, видели по дороге, как индусы молотят зерно. Скошенные колосья раскладываются по трассе, на асфальте, и проезжающие по ним машины своими колесами их обмолачивают. Потом солома убирается, на асфальте остаются только кучи зерна, водители по ним уже не ездят, объезжают, и затем земледельцы его убирают с дороги.
 

<<< Предыдущая глава Следующая глава >>>
 

Текст, фотографии, дизайн и создание сайта © 2002 Сергей Кузьмин

Hosted by uCoz